а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я

Самсонов
Юрий
Степанович
(1930 — 1992)

Далекий 1961 год. Самым популярным у ребят был журнал “Пионер”. Его выписывали многие семьи. Он рассказывал о жизни пионерских организаций, печатал повести и рассказы известных писателей. Но вот номера этого журнала стали ждать с особым нетерпением: в них печаталась повесть Юрия Самсонова “Максим в стране приключений”. В те годы школьники зачитывались Майн Ридом и Фенимором Купером, Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом. Но здесь, в этой повести, герой-сверстник, обыкновенный мальчишка, который живет в небольшом городке, играет с друзьями в разведчиков, пиратов, космонавтов. И вдруг он исчезает.

Максим попал в город Удивительных чудес, которому грозила гибель от Страны Пузырей. И только благодаря Максиму, карлику Буль-Булю и девочке Еловой Шишке, удалось избавить город от правителя Топуса II.

В книге много веселой выдумки. На стенах подземных переходов во дворце Топуса II нарисованы уши. Они шевелятся и подслушивают. В лесу за путниками подглядывает обгорелый пень. Спасаясь от погони, герои  переходят озеро по Лунной дорожке.

Максим заходит в школу. Его просят рассказать о том, какие игры популярны в его стране. Он берет мел и рисует на доске футбольный мяч, ворота, и - его рисунки оживают. Человечки начинают играть в футбол.

Юрий Степанович Самсонов родом из Красноярского края. Окончил Иркутский пединститут, но стал не учителем, а журналистом: желание писать было сильнее. Работал в газете “Восточно-Сибирская правда”. Затем корреспондентом ТАСС уехал на крупнейшую в стране стройку - Братскую ГЭС. Один из друзей вспоминает, что очень часто Юрия Степановича можно было застать во дворе дома, окруженного ребятами:  он рассказывал им свои истории. Наверное, они стали первыми слушателями приключений роботов Егора и Тика.

Роботы... Мы  представляем их по многочисленным фильмам. А лет 30-40 назад думали, что они войдут в нашу повседневную жизнь, станут помощниками на заводах, на шахтах и даже дома.

Доктор всех Наук по просьбе жены собрал робота-няньку. У него уже был Робот, взрослый, серьезный, но он - его помощник в работе. А нужен был такой, который бы умел варить, мыть посуду, стирать,  убирать квартиру...

Такого робота Тика и собрал Доктор, но его сын порвал чертеж, где был нарисован блок Послушания! И в результате - поведение робота стало “незапрограммированным”:  посуда  превратилась в гору битого стекла, вода затопила квартиру, а робот Тик отправился путешествовать. После всего, что он натворил, ему грозило быть разобранным.

О роботе Тике Юрий  Самсонов рассказал в произведении “Наш новый приятель”. Но это не первый робот, которого он придумал. В душе сам мальчишка, он любил изображать и героев такими, даже в фантастических произведениях. Про повесть “Плутни робота Егора” Ю. Самсонов сказал: “Это не научная фантастика, это - веселая фантастика”. Веселая, но начало у нее как в детективном романе. У Карапуза сбежал-уехал (!) игрушечный самосвал. У Пенсионера исчезла коллекция кукол. Куклы, игрушки исчезли из “Детского мира”. На пруду завелась какая-то нечисть. Сержант, пытавшийся ее спасти, чуть не утонул сам. Выключенный  радиоприемник заявлял: “А физики - дураки!”.

В городке начали происходить непонятные вещи. Чертовщина!

Причиной всему этому стал робот Егор, которого большая электронная машина, занимающая целый этаж, изготовила для себя: она хотела ребенка! Вот он-то и стал виновником всех происшествий. Быть бы ему тоже разобранным, но взяли его на перевоспитание ученые. А он? Он сбежал на рыбалку!

Каким  вы себе представили автора этой книги? Был он высокий, худой, много курил. Любил придумывать близким и друзьям прозвища и рисовать на них смешные карикатуры. Необыкновенно добрый, он баловал своих детей - не был строгим отцом. И был им другом.

Очень любил свою старенькую маму - бывшую учительницу. Наверное, от нее у него была любовь к книге, к литературе, к чтению. Природа наградила его богатой фантазией, и он писал фантастические повести и сказки. Но одно его произведение - из реальной жизни - “Путешествие за семь порогов”. Трудные испытания пришлось перенести его герою Гриньке: в сорокаградусный мороз в кузове грузовика добирается он до далекой стройки. Что же заставило его пойти на это?

В семье хранилась карта. “Это был план какой-то местности. В самом низу был кружочек, возле которого написано “Загуляй”, выше, между волнистыми линиями, выведено: “Малое. От Черных камней”. Эти черные камни были обозначены точками, от них шел извилистый пунктир. Он шел вверх к надписи: “Большое. От Песьей головы к Шапке”. Очевидно, Шапкой назывался островок посреди Большого болота. Был на нем холм, а может быть, гора, рассеченная трещиной...  там, где трещина кончалась, стоял четкий черный крестик. Что мог этот крестик обозначать, кроме зарытых сокровищ? Но об этой карте знали не только Гринька и его прабабушка. О ней знали бандиты.

Гринька узнает непростую трагическую историю своей семьи, которая после революции разделилась на две части, враждебные друг другу. Повесть еще и о том, как перекрывали реку, в которой, несмотря на другое название, можно узнать Ангару. Это история и о Моське и о Сереге, и о том, как они добрались до Загуляя, места, отмеченного на карте крестиком.

Как человек становится писателем? Книжки пишет. Писателем его официально признают, когда он становится членом Союза писателей. Это уже как удостоверение: профессия - писатель.

В 1966 году Юрий Степанович Самсонов был принят в Союз писателей СССР. Закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького.  В те годы в Иркутске многие писали фантастические произведения: Борис Лапин, Лев Могилёв, Дмитрий Сергеев, Марк Сергеев и другие. В сборник фантастических рассказов сибиряков “Зеленый поезд”, изданный в 1976 году в Москве, вошли произведения Бориса Лапина и Юрия Самсонова. Его сказку “Мешок снов”  узнают школьники всей страны.

Сказка и правда, вымысел и обыденное - все есть в этом  небольшом произведении, а главным остается мягкая и лиричная история из жизни обычных людей.

“На базаре сидела старуха с большим мешком. В мешке, похоже, были капустные кочаны - полным-полно. Подходили покупатели, спрашивали: “Бабушка, что продаешь?” Старушка отвечала: “Сны, голубчики, сны!” Андрей купил научно-фантастический сон, маляр - сон, похожий на кисть, молодой человек в очках взял сон, похожий на растрепанную книгу.

А жадный Андрей купил полсна. Ох, и пожалел же он об этом: сон оборвался на самом интересном месте.

Юрий Самсонов понимал, что такое хорошая фантастика оттого, что сам любил и писал в этом жанре. Будучи главным редактором иркутского альманаха “Ангара”, Юрий Степанович опубликовал в нем повесть братьев Стругацких “Сказка о тройке”. Остросоциальное, сатирическое, это произведение не печатали ни в Москве, ни в Ленинграде. Смелость эта дорого стоила редактору - его уволили с работы.

Жанр социальной фантастики присутствует и в творчестве самого   Юрия Самсонова.

Историю нашего государства вы изучаете в школе. Вы узнаете о страшных 30-х годах, военных 40-х, застойных 70-х. О жизни людей мы узнаем из произведений художественной литературы. Но жизнь 70-х была такова, что писать правду о ней было нельзя. Многое из того, что было тогда написано,  мы смогли прочитать гораздо позже. Повесть Юрия Самсонова “Последняя империя” - это приключенческая, остросюжетная сказка для ребят. Но это сказка о государстве, в котором царят диктатура, военщина, фашизм. Столица этого государства - муравейник свергнутых монархов. 249 королей, изгнанных со всех континентов, поселились в нем. Население города, доведенное муштрой до идиотизма, не в состоянии мыслить. Главный преступник -ученый, самые опасные люди, которых вылавливают и уничтожают, те, у кого рыжий цвет волос. Но даже об этом автор пишет с юмором и занимательно.

Интерес к необычному, малоизвестному есть у каждого. Наверное, одна из наиболее загадочных тем - Восток, Индия, буддизм. Интерес к философии буддизма был у Юрия Самсонова искренним и глубоким. Но возможность его удовлетворить была невелика: книги не издавались, приходилось доставать машинописные издания. Но, видно, немало было друзей, интересующихся этой темой, коли набралось материала на “исторический детектив” “Энигма”, посвященный Елене Петровне Блаватской, русской дворянке, писательнице, основательнице Теософского общества.

Девочка из хорошей семьи бросает мужа и путешествует. Египет, Греция, Турция, Индия, затем Англия, Южная Америка, Китай, Япония и опять Индия, Тибет - убежище таинственных индийских махатм-учителей. Она  писала книги - по тому в год.

“Современники Блаватской безоговорочно разошлись в оценках. Одни просто обожествили ее, другие осудили... Но для друзей и врагов общим было признание ее несомненно громадных умственных средств, а также полного бескорыстия во всех ее удивительных действиях”.

Наверное, достаточно. Достаточно заинтересован читатель, которому предстоит узнать то, что удалось выяснить автору - Юрию Степановичу Самсонову.

Изучая в школе физику, мы узнаем кто такой Майкл Фарадей, какую роль играют магниты, кто изобретатель первой электрической машины-Герике, узнаем об открытиях Гальвани, Вольта.

Казалось, что говорить об очевидных вещах? А не такие уж они и очевидные! И это пытается доказать Юрий Самсонов в своей научно-фантастической гипотезе “Глагол времен”.

Но почему гипотеза фантастическая? По мнению автора, многое из того, что  открыто в XIX веке, было известно древним жителям Земли.

Автор предлагает отправиться в путешествие на поиски таинственных источников знаний, которые были известны в Египте, Вавилоне, Индии.  Кто научил их воздухоплаванию, а также метеорографии и метеорологии? Откуда им были  известны свойства драгоценных и других камней? Откуда знания по  химии, минералогии, геологии, физике и астрономии? От кого?  От них,  от атлантов, жителей Атлантиды - страны сказочной цивилизации.

Автор пытается разгадать эту загадку, выдвигает собственную гипотезу. А убедительно ли это - решать вам.

“Стеклянный корабль”. Этот роман-сказка был дважды издан Восточно-Сибирским книжным издательством. Роман полон необыкновенной выдумки, но в то же время мы понимаем, что все это может быть в реальной жизни. Роман-сказка, но герои кажутся хорошо знакомыми. Лицеист Рей на лето устраивается на работу в мастерскую Билендона. В качестве испытания ему поручили сделать что-нибудь из старого пылесоса. “... Утром, на солнечной заре, в дверь к Билендону постучал железный звереныш! Уморительный, шестиногий, в проволочной шерсти!” Он умел готовить, убирать, в общем, стал незаменимым слугой. Но Рей искал таинственную дверь...

Даже простое перечисление героев повести интригует: таинственный ученый, частный сыщик, банда похитителей Тургота, девчонка Марианна, влюбленная в Рея, Дама, жена Президента, влюбленная в Странника, гипнотизер, читающий чужие мысли.

А Рей находит таинственную дверь, и они с Марианной после многочисленных препятствий попадают в Волшебный город.  Появляются и обитатели города. “...Вот какими увидели мы отдаленных потомков, к которым наконец-то вернулись после отсутствия, которое продолжалось для нас - миг, а для них - череда столетий! Мы вернулись и не узнали их, как и они не узнали нас ...”.

Это было последнее произведение Юрия Степановича Самсонова. В 1992 году его не стало. Но читателей ждет встреча с роботами Егором и Тиком, с Максимом и 249 монархами. Рекламное агентство “Комсомольская правда - Байкал” выпустило сборник, куда вошли произведения: “Плутни робота Егора”, “Последняя империя”, “Максим в стране приключений”, “Мешок снов”, “Наш новый приятель”, “На шестой день”, “Элексир Бреддисона, или Ещё одна гипотеза”.